Запись на курсы:

пн.-суб.  с 9.00 до 20.00

Формирование групп:

каждое 1-е и 15-е число месяца

Вы хотите правильно разговаривать на русском языке?

Вы мечтаете научиться  выступать на публике?

Вам интересно знать все о русской литературе и культуре?

Вам необходимо написать резюме, тезисы, доклад ?

Вы хотите получить рецензию на рукопись?

Мы можем Вам помочь, научить, оформить, написать...

Музей Марии Заньковецкой

muzej-zankov Жемчужина украинского театра Мария Константиновна Заньковецкая доживала жизнь на окраине Киева, на Демиевке, на улице Большой Васильковской, 121. На втором этаже маленького домика, во влажной и холодной квартире было всегда чисто и много цветов. Здесь в 1923 году побывали молодые театральные деятели из театра «Березіль» В.Василько и Л.Гаккебуш. Мария Константиновна лично передала им для музея документы, афиши, фотографии, сценические костюмы. На их основе создавалась оригинальная коллекция.

Здесь в Киеве в  1960 году открылись двери для посетителей мемориальной квартиры Марии Заньковецкой, экспозиция которой состояла из сокровищ коллекции, уже принадлежавшей Государственному музею театрального, музыкального и киноискусства Украины. Впоследствии дом украинской актрисы снесли. А в 1989 году в реконструированном помещении возродился Дом-музей Марии Заньковецкой. В нём разместилась экспозиция о жизни и творчестве актрисы, её мемориальная квартира, театральная гостиная. Мария Заньковецкая – ведущая актриса украинского театра на рубеже ХІХ-ХХ веков, объединившего вокруг себя силы национального возрождения.

В художественном оформлении система музейных образов рождается из сценической эстетики. Драматургия экспозиции развивается сквозь ряд театральных и бытовых коллажей-интерьеров, сконструированных из музейных экспонатов.

Скромная обстановка жилья провинциального интеллигента середины прошлого века воскрешает атмосферу дворянского гнезда Константина Константиновича и Марии Васильевны Адасовских, у которых 23 июля 1854 года в деревне Заньки родилась дочь Мария. На Черниговщине прошли детство и юность будущей актрисы, прорастали корни её духовности и талант. Потом судьба забросит Марию в крепость Бендеры, где служил её муж, капитан Алексей Хлыстов. Там произошла её первая встреча с поручиком Николаем Тобилевичем, будущим актёром Садовским. Именно он, поражённый силой её таланта, позднее пригласит её поступить на профессиональную сцену.

Дебют актрисы Марии Заньковецкой (её сценический псевдоним – от названия родной деревни) произошёл в Елисаветграде 27 октября 1882 года. Она вошла в семью украинской интеллигенции, присоединившись к лучшим театральным силам в лице М.Кропивницкого, М.Старицкого, Н.Лысенко, И.Карпенко-Карого. А с Николем Садовским соединила свою творческую и личную судьбу. На фоне украинского пейзажа, который приближает к эстетике театра корифеев, обращает на себя внимание портрет Заньковецкой в роли Харитины из «Наймички» И.Карпенко-Карого. Кажется, её грустные глаза вобрали всю боль женских скорбей и свет духовности. Как истинный гений страдания, актриса учила зрителей сочувствовать чужому горю. Из оригинальных снимков артистки в её ведущих ролях (Алены, Оксаны «Глитай, або ж павук», «Доки сонце зійде» М.Кропивницкого, Харитины «Наймичка») созданы композиции. Они, а также серия фотоэтюдов с её участием к книге Ч.Дарвина «Выявление эмоций у человека и животных» демонстрируют её широкие возможности настоящего мастера сцены.

В художественном решении следующего зала оживает свет театра через его составляющие – сцену и гримерную. Представленная здесь богатая коллекция костюмов Заньковецкой к её ведущим ролям и элементы сценического оформления подчёркивают связь украинской сцены с фольклорными и этнографическими источниками, как существенную тенденцию искусства эпохи возрождения. Экспозиционный рассказ здесь начинается с петербургских гастролей театра корифеев 1886-1888 годов, оказавшихся испытанием и триумфом украинской культуры. Заньковецкой они принесли мировую известность. Поклонниками её таланта навсегда оставалась А.Чехов, П.Чайковский, Л.Толстой, И.Репин и другие.

Выдающаяся актриса активно включалась в культурную и общественную жизнь своей эпохи, делая упор на просветительские и нравственные задачи театра.

В образе Натальи («Лымеривна» Панаса Мирного) царица украинской сцены сумела передать такую одержимость борьбой за свои права женщины, вознеся этот образ к трагедийным высотам.

О силе таланта Заньковецкой свидетельствует и тот факт, что писать для неё пьесы почитали за честь два поколения украинских драматургов. К старшему поколению принадлежал и М.Старицкий, благодаря которому расширились её сценические горизонты драмами из украинской истории («Богдан Хмельницкий»), из жизни интеллигенции («Талан») и появилась на свет неподражаемая дочь степей – её Аза («Цыганка Аза»).

В первом стационарном украинском театре Николая Садовского в Киеве актриса успешно работала с молодыми отечественными драматургами Л.Яновской, Б.Гринченко, С.Черкасенко, начинает играть спектакли мирового репертуара. Празднование её юбилея в 1908 году по случаю 25-летия её сценической деятельности явилось истинным признанием исторических заслуг Заньковецкой перед Украиной как достойной наследницы Тараса Шевченко.

В финале экспозиции раскрываются основные черты личности и характера выдающейся актрисы. Её можно увидеть среди театральной молодёжи, которую она поддерживала своим авторитетом. А Гуцульскому театру Г.Хоткевича достались даже её драгоценности. В первую мировую войну Мария Константиновна работала в госпитале, ухаживая за ранеными. На сцене великая Заньковецкая постоянно утверждала высокие идеалы преданной любви, добра, справедливости, их же исповедовала и в реальной жизни. Вторую часть музея занимает мемориальная квартира. В ней воссоздана обстановка кабинета, гостиной, столовой, кухни. Здесь сохраняется память о последнем периоде жизни актрисы с 1918 по 1934 год.

Весной 1922 года ей пришлось распрощаться с товарищами по сцене, а в декабре того же года прошло празднование её сорокалетнего служения театру, и она была увенчана званием первой Народной артистки Украины.

Теперь мир её сузился до пределов квартиры. Мария Константиновна любила людей, радовалась общению с ними, наконец-то войдя в роль доброй хозяйки. Энергия духовности, тепло домашнего очага отворяли дверь её дома всем дорогим гостям. Её радовали своим пением известные певцы М.Донец, О.Петрусенко, И.Козловский.

Прикованная к постели болезнями сердца и легких, актриса всё равно ждала посетителей, выслушивала их, погружалась в воспоминания. Но близилось одиночество и неумолимая смерть.

Похоронили М.К.Заньковецкую на Байковом кладбище в Киеве.

Комментарии запрещены.

Как правильно?

«Победю» или «побежду» ?

Никак!

У глагола «победить» нет формы

1-го лица ед. числа

в будущем времени.

«Одержу победу» ,

«сумею победить»

могут заменить эту форму.